<Письмо>
Минобрнауки России от 19.05.2017 N 07-2617
"О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью") |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2017
г. N 07-2617
О НАПРАВЛЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики в сфере защиты
прав детей Минобрнауки России (далее - Департамент) направляет для
использования в работе Методические рекомендации для
образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с
детской смертностью, разработанные во исполнение пункта 4 Протокола совещания у
заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 20
февраля 2017 г. N ОГ-П8-37пр.
Возросшая статистика травматизма детей безусловно
требует привлечения широкого внимания общественности, проведения работы как с
детьми, так и родителями. Департамент просит разместить указанные методические рекомендации в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" на сайтах образовательных организаций и провести
просветительские мероприятия с родителями и обучающимися.
Директор Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
Е.А.СИЛЬЯНОВ
Приложение
к письму Минобрнауки России
от 19.05.2017 N 07-2617
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ
О РИСКАХ,
СВЯЗАННЫХ С ДЕТСКОЙ СМЕРТНОСТЬЮ
Введение
В период летнего отдыха у детей и подростков
значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении
несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных
случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних
причин.
В целях профилактики несчастных случаев и детской
смертности от внешних причин в образовательных организациях необходимо
проводить информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью,
их причинах, типах и способах предупреждения.
Методические рекомендации рассматривают различные
аспекты организации и проведения комплекса мероприятий для образовательных
организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской
смертностью, и могут быть использованы для организации работы с родителями и
детьми.
Настоящие рекомендации разработаны федеральным
государственным бюджетным научным учреждением "Центр защиты прав и
интересов детей" на основе материалов, представленных Министерством
здравоохранения Российской Федерации.
1.
Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей,
их причины
Медицинские эксперты Всемирной организации
здравоохранения пришли к выводу - в настоящее время в большинстве
цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от
всех болезней вместе взятых.
Задача родителей сделать все возможное, чтобы
максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.
Наиболее распространенные несчастные случаи,
приводящие к увечьям и смерти детей:
- ожоги;
- падения с высоты;
- утопления;
- отравления;
- поражения электрическим током;
- дорожно-транспортные происшествия, включая
происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а также роллинг (катание
на роликах).
На основании статистических данных, полученных из баз
данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами
несчастных случаев в детском возрасте чаще всего являются:
- отсутствие должного надзора за детьми всех
возрастных групп;
- неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту,
на улице, во время игр, занятий спортом.
Возникновению несчастных случаев способствуют и
психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность,
эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства
опасности.
Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную
специфику:
- в возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются
несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир;
- в возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи
наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка;
- в возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы
за лидерство. Так, у детей 10 - 12 лет появляются новые интересы, они
становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить
изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников;
- бурная энергия и активность - факторы, способствующие
возникновению несчастных случаев у школьников 10 - 13 лет. Подросток, сознавая
свою "нескладность", старается ее скрыть напускной грубостью,
бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции
сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность,
вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их
шумными, импульсивными.
2.
Обучение детей основам профилактики несчастных случаев
С учетом указанных причин работа родителей по предупреждению
несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:
- создание безопасной среды пребывания ребенка,
обеспечение надзора;
- систематическое обучение детей основам профилактики
несчастных случаев.
Создание безопасной среды пребывания ребенка
предполагает:
- организацию досуга ребенка, включение его в
интересные и полезные развивающие занятия;
- ограничение опасных условий, обеспечение
недоступности для ребенка опасных средств и веществ;
- запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с
рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и
промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах
и т.п.);
- обеспечение постоянного надзора за времяпровождением
и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со
стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в
течение дня с использованием электронных средств связи).
Систематическое обучение детей основам профилактики
несчастных случаев включает:
- информирование ребенка о видах и причинах несчастных
случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а также об
условиях и способах избежания несчастных случаев;
- регулярное инструктирование ребенка о правилах и
мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и
спортивных площадках и т.п.;
- обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию
подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших
товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей,
особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных
рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;
- обучение ребенка элементарным мерам первой помощи,
и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные
условия проведения успешной профилактической работы с детьми
1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить
свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать
считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком
условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного
поведения.
3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить
ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!
4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний "будь
осторожен", "делай аккуратно". Необходимо конкретно объяснять,
что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его
последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать
именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку
необходимо объяснить детально.
5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на
предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных
случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что
несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует
именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.
6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде.
Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и
менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому,
следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные
правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными
инструментами.
7. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших
с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу
воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность
самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было
бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том,
что опасность всегда можно предотвратить.
8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей,
их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если
родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискованного
поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
3. Рекомендации
по предупреждению несчастных случаев
Для предупреждения несчастных случаев необходимо
помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их
предупреждение, предотвращение.
3.1. Ожоги
Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими
поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а
также в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут
сопровождаться солнечным или тепловым ударом).
Для предупреждения ожогов:
- ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и
веществам, которые могут вызвать ожоги;
- запретите детям разводить костры и находиться вблизи
открытого огня без присмотра взрослых.
Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:
- защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым
(светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным
убором желательно из натурального хлопка, льна;
- защищать глаза темными очками, при этом очки должны
быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазонов A и B;
- избегать пребывания на открытых пространствах, под
воздействием прямых солнечных лучей (солнце наиболее активно и опасно в период
с 12 до 16 часов);
- нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не
менее 25 - 30 единиц) за 20 - 30 минут до выхода на улицу;
- находиться на солнце (если ребенок загорает в первый
раз) можно не более 5 - 6 минут и 8 - 10 минут после образования загара;
- принимать солнечные ванны не чаще 2 - 3 раз в день с
перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;
- избегать воздействия прямых лучей солнца на
непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться
зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать
продолжительных экскурсий в жару, больше пить;
- не находиться долгое время на солнце (даже под
зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15 -
20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух
часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе;
- загорать лучше не лежа, а в движении, а также
принимать солнечные ванны в утренние и вечерние часы;
- приучать ребенка поддерживать в организме водный
баланс: находясь на отдыхе на море, пить не меньше 2 - 3 литров в день;
- протирать время от времени лицо мокрым, прохладным
платком, чаще умываться и принимать прохладный душ;
- научить ребенка при ощущении недомогания
незамедлительно обращаться за помощью.
3.2. Падение с
высоты
Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием
детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах,
стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на
аттракционах и качелях.
Для предупреждения падения с высоты необходимо:
- запретить детям играть в опасных местах;
- не оставлять детей без присмотра на высоте;
- объяснить подробно правила пользования аттракционами
и качелями, необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не
вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не
раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных
приспособлений;
- обеспечить ребенку безопасность и присмотр при
открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от
падений
3.3. Отравление
Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания
или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь
медикаментов, а также при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или
ядовитых растений.
Для предупреждения отравления необходимо:
- хранить ядовитые вещества и медикаменты в
недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;
- давать ребенку лекарственные препараты только по
назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные
для взрослых или детей другого возраста;
- не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды.
Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения
опасно для жизни.
3.4. Поражение
электрическим током
Поражение электрическим током чаще всего наступает при
нахождении детей в запрещенных местах (на стройках, в промышленных зонах,
заброшенных домах и т.п.).
Для предупреждения поражения электрическим током
необходимо:
- запретить детям играть в опасных местах;
- объяснить ребенку опасность прикосновения к
электрическим проводам
3.5. Утопление
Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах,
ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.
Для предупреждения утопления необходимо:
- не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;
- разрешать купаться только в специально отведенных
для этого местах;
- обеспечить его защитными средствами в случае, если
ребенок не умеет плавать;
- напоминать ребенку правила поведения на воде перед
каждым посещением водоема.
3.6.
Роллинговый травматизм
Роллинговый травматизм наступает в результате падений
при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям
опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.
Для предупреждения роллингового травматизма
необходимо:
- выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно
надежно поддерживать голеностопный сустав;
- научить ребенка стоять и перемещаться на роликах.
Для этого можно подвести его к перилам, поставить между двух стульев. Важно
проследить за правильной постановкой голеностопного сустава;
- научить способам торможения. Если не можете этого
сделать сами - пригласите опытного роллера;
- обязательно приобрести наколенники, налокотники,
напульсники и шлем - это предупредит основные травмы; требуйте их использования
ребенком;
- научить ребенка правильно падать: вперед на колени,
а затем на руки;
- запретить кататься вблизи проезжей части;
- научить детей избегать высоких скоростей, следить за
рельефом дороги, быть внимательным.
3.7.
Дорожно-транспортный травматизм
Дорожно-транспортный травматизм происходит при
несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при
езде на велосипеде и мотоцикле.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма
необходимо:
- соблюдать неукоснительно самим, а также научить
ребенка соблюдать правила дорожного движения;
- научить ребенка правильно переходить проезжую часть
(в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в
отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина - стоящая: ребенок
считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой
машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100, попавших в дорожное происшествие,
попадают под колеса другой машины;
- использовать при перевозке ребенка в автомобиле
специальное кресло и ремни безопасности;
- научить ребенка безопасному поведению при езде на
мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и
другие защитные приспособления.
Серьезный риск представляет нарушение правил поведения
на железной дороге. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на
железной дороге необходимо:
- не оставлять детей без присмотра вблизи
железнодорожных путей;
- запрещать детям находиться на железнодорожных узлах,
развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
- учить детей переходить железнодорожные пути только в
специально отведенных местах;
- соблюдать самим и требовать от детей соблюдения
правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки
и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.
Родители должны помнить, что соблюдение правил
безопасности во всех ситуациях - это средство спасения жизни и здоровья
ребенка!
Комментариев нет:
Отправить комментарий